Получать или не получать?..

Пчелина Наталья Анатольевна
До сих пор для некоторых граждан, да и юридических лиц, чаще коммерческих организаций является дилеммой получение или неполучение корреспонденции, в том числе, в отделении Почты России. Это может быть вызвано и нежеланием делать лишние телодвижения для поездки на почту, трату времени на стояние в очереди, либо несение дополнительных расходов на получение почты курьером, а также умышленный отказ от получения корреспонденции.

Закон довольно четко устанавливает и обязанность получать корреспонденцию как юридическим, так и физическим лицам и определил последствия неполучения корреспонденции.

07.05.2003 в Гражданский кодекс РФ были внесены нормы новой статьи – 165.1, в соответствии с которой, «Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним».

По каким адресам нам стоит получать корреспонденцию, и по каким адресам доставленная корреспонденция является надлежащим уведомлением и получением ее адресатом?

Согласно с ч. 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий».

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» установлено, что «по смыслу п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю».

Соответственно, корреспонденция, направленная по адресу проживания (регистрации) гражданина, равно как и по адресу, указанному им непосредственно, считается доставленной, а адресат надлежащим образом уведомленным.

Аналогичная норма установлена и для юридических лиц.

Так, согласно ч. 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ «Место нахождения юридического лица определяется место его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу».

Из чего можно сделать вывод, что письмо (юридически значимое сообщение) считается доставленным, а лицо надлежащим образом уведомленное о нем, в случае если оно доставлено в адрес регистрации, либо по адресу, указанному самим получателем.

Стоит обратить внимание, что к таким адресам, могут относиться и электронные адреса электронной почты и иные способы получения сообщений, если они указаны получателем.

В чем заключается «риск неблагоприятных последствий» неполучения лицом сообщений по соответствующему адресу?

Закон связывает неполучение лицом сообщения с последствиями его получения, т.е. независимо от того, получило лицо, либо не получило сообщение, доставленное по соответствующему адресу, сообщение считается доставленным, лицо уведомленным об этом сообщении, а также возникают последствия, которые влекут за собой данное сообщение.

Например, если в адрес лица поступила претензия (требование), а лицо это письмо не получило, то считается, что независимо от неполучения, отправитель исполнил досудебный порядок урегулирования спора и по истечение времени, вправе подавать исковое заявление в суд.

Другой пример, если в адрес общества поставило заявление от его участника о выходе из состава участников, то даже если общество не получило это заявление, последствия уведомления о выходе участника из общества начинают течь с момента доставки его в отделении почты.

Общество своим отказом от получения заявления ставит себя в затруднительное положение, поскольку обязательства участника перед обществом и третьими лицами прекращаются с момента доставки заявления о выходе, а у общества вместе с тем начинает течь обязанность по выплате вышедшему участнику его действительной стоимости доли (а нарушение сроков по выплате влечет риск оплаты процентов). Кроме того, общество обязано уведомить о выходе регистрирующий орган (ИФНС), нарушение срока этого обязательства также влечет для общества оплату штрафов, но без оригинала неполученного заявления, общество не может, ни составить соответствующий протокол, ни внести сведения в реестр юридических лиц.

Аналогичная позиция связана с неполучением лицами судебных извещений.

Так, согласно статье 117 Гражданского процессуального кодекса РФ «Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса считаются извещенными надлежащим образом судом, если: адресат отказался от получения судебного извещения и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или судом».

Т.е. не получение, равно как и отказ от получения судебного извещения, не препятствует рассмотрению судебного спора в отсутствии этого лица.

Особенность извещения стороны по делу в арбитражном процессе немного отличается от гражданского процессуального законодательства, так, в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд фактически извещает сторону лишь о возбуждении искового производства и назначении даты и времени судебного разбирательства. В последующем же обязанность выяснять даты и время заседаний, например, на сайте арбитражного суда, лежит на самой стороне.

При этом, арбитражное процессуальное законодательство устанавливает единственное «оправдание» не получения судебных извещений только при наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, помешавших лицу получить уведомление.

На настоящий момент сложилась судебная практика в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, которая установила, что все риски неблагоприятных последствий, неполучения (отказа получения) любых юридически значимых сообщений несет этот адресат.

Неблагоприятные риски выражаются, но не ограничиваются, в следующем:

Ø Отсутствие информации о направленном, юридически значимом сообщении, и как следствие невозможность выразить свое отношение, направить ответ, подготовить возражения, сформировать позицию;

Ø Пропуск сроков, в течение которых можно было бы совершить те или иные действия, например, неполучение административного штрафа, лишает возможности оплатить его с 50% скидкой, а в дальнейшем повлечет взыскание этого штрафа в двойном размере;

Ø Пропуск процессуальных сроков при судебных спорах, в течение которых сторона вправе реализовать свои процессуальные права.

Ø Пропуск исполнительных сроков на добровольное исполнение постановления и т.д.



Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что неполучение юридически значимых сообщений не только не позволит избежать какой-либо ответственности, но и повлечет дополнительные сложности, которые могли и не возникнуть в случае получения таких сообщений.
Хотите быть полностью уверены в юридических аспектах ведения своего бизнеса, чистоте сделок, не бояться налоговых и полицейских проверок, но при этом держать свой юридический отдел вам не по карману?
В этом случае комплексное юридическое обслуживание от адвокатского бюро «Пчелин и Партнеры» может вам помочь.