Необходимость декриминализации экономических преступлений

Дмитрий Пчелин
В последние годы в России много рассуждают о необходимости уголовного законодательства, в первую очередь, в сфере ответственности за экономические преступления. Предпринят и ряд мер, направленных на гуманизацию мер наказания, пресечения и декриминализацию экономических преступлений.

Так, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ была произведена гуманизация Уголовного кодекса РФ, в том числе по экономическим преступлениям. Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ исключил из УК РФ статью, предусматривавшую ответственность за «лже-предпринимательство». По ряду статей УК РФ проведена декриминализация, т.е. уголовная ответственность заменена административной. ФЗ № 60 от 07.04.2010г. из 68 составов экономических преступлений исключил нижние пределы, что позволило значительно повысить самостоятельность судов в избрании меры наказания, не связанного с лишением свободы.

Потребность в декриминализации экономических преступлений обусловлена особенностями экономического развития и политико-правовой ситуации в современной России. Президентом РФ, Генеральным прокурором РФ, уполномоченным по правам предпринимателей и другими должностными лицами и политическими деятелями неоднократно обращалось внимание на многочисленные случаи незаконного преследования предпринимателей в современной России.

Рэкет «лихих девяностых» в 2000-е – 2010-е годы сменился рейдерством и разрушением бизнесов, основанным на букве закона и использующим закон и правоохранительную систему в качестве инструмента влияния и оружия в конкурентных войнах. В результате в отношении предпринимателей возбуждаются уголовные дела по надуманным и сфабрикованным обвинениям, а в течение того времени, когда предприниматели находятся в следственных изоляторах, их бизнесы разрушаются или присваиваются конкурентами. Таким образом, российский бизнес нуждается в скорейшем решении проблемы незаконного уголовного преследования предпринимателей.

Некоторые шаги в данном направлении уже сделаны: в частности, п. 1 части 1 статьи 108 УПК РФ подчеркивает, что в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 171 - 174, 174.1, 176 - 178, 180 - 183, 185 - 185.4, 190 - 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьями 159 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 (при условии совершения предусмотренных ими преступлений в экономической сфере), не применяется такая мера пресечения, как заключение под стражу. Это позволяет оградить предпринимателей от изоляции во время расследования уголовного дела. Однако данная гуманизация УПК РФ привела к тому, что в отношении предпринимателей возбуждаются уголовные дела по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и ст. 159 УК РФ «Мошенничество» с акцентом на уголовную, а не экономическую составляющую. То есть, проблема незаконного преследования предпринимателей остается актуальной.

Еще одна причина, обусловливающая необходимость декриминализации, – несоразмерность ответственности и совершенного деяния даже в том случае, когда предприниматель действительно виновен и обоснованно привлекается к уголовной ответственности. Ведь предприниматель, допустивший какие-то нарушения или злоупотребления, не совершил преступления против личности, однако может быть приговорен к сроку лишения свободы, сравнимому со сроком лишения свободы, назначаемым за жестокие уголовные преступления вроде грабежа, изнасилования или убийства. Поэтому отечественное экспертное сообщество все чаще говорит о необходимости декриминализации экономических преступлений. Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, к примеру, предлагает полный отказ от применения лишения свободы в качестве меры наказания за экономические преступления. Подобная инициатива предлагалась уполномоченным по правам предпринимателей и заключалась в замене уголовной ответственности возмещением в кратном размере причиненного действиями обвиняемого ущерба.

Таким образом, декриминализация экономических преступлений позволит сформировать законодательные инструменты, обеспечивающие сохранность бизнеса от незаконных преследований, повысить соответствие наказания совершенному деянию, а также снизить расходы на следственно-оперативные действия, судебные слушания, содержание предпринимателей в пенитенциарных учреждениях. Замена уголовной ответственности штрафами и кратным возмещением ущерба позволит государству получать средства с виновных предпринимателей, а не обеспечивать их содержание в местах лишения свободы.